В мы говорили о ветхозаветных образах канонов воскресной полунощницы, взятых из Пятикнижия Моисея.
Прежде чем продолжать, скажем еще несколько слов о практическом устройстве полунощницы.
Главное преимущество обычной, будничной (не воскресной) полунощницы – ее неизменность
Главное преимущество обычной, будничной (не воскресной) полунощницы, благодаря которому она легко исполняла роль утреннего правила для наших предков, – ее неизменность. Редко-редко что-то меняется в чине полунощницы даже в большие праздники. Это, собственно, связано с тем, что в большие праздники она и не положена – на них предполагается бдение, на котором за вечерней сразу идет утреня. Лишь в дни после праздников, на так называемые попраздненства, на полунощницу полагаются особые тропари: так бывает
В остальное время достаточно открыть текст вседневной полунощницы в Часослове (или на любом сайте) – и можно вникать в молитвенные слова тропарей и кафизмы.
С воскресной полунощницей несколько сложнее, хотя по продолжительности она даже короче будничной.
Найти текст последования воскресной полунощницы – дело нехитрое (она есть в Часослове и на многих сайтах, напр.: https://ms.pravoslavie.ru/111472.html). По структуре она напоминает пасхальную полунощницу (что неудивительно) или (что, пожалуй, более знакомо читателю) «Канон молебный ко Пресвятой Богородице», печатаемый во всех наших молитвословах. Мы легко заметим в тексте неповторимые, только на воскресной полунощнице читаемые стихиры – троичны и красивую покаянную молитву Марка монаха.
Но остается одна трудность – последование содержит упоминание о чтении канона гласа и ипакои гласа. Следовательно, прежде чем читать полунощницу, мы должны узнать, какой сейчас глас. Вещь эта хорошо знакома церковным певчим, но и