Пасха Христова – в ней всё самое сокровенное наше. Самое заветное, чаемое. А потому трудно выразимое на словах. Божие – оно всегда парадоксально для слабого ума человека. Ибо Жизнь воссияла там, где привыкло царствовать тление. Любовь победила там, где рассчитывала ликовать злоба. Рай возвращен там, как обычно насыщался ад.
Напрашивается параллель Воскресения с Рождеством Христовым.
В простой пещере Он родился на свет, в пещере же воссиял свет Его Воскресения. Пещера – образ нашего мрачного мира. Суть Благовестия в том, что «Свет пришел в мир» (Ин. 3:19). «Но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин. 3:19), избрали мрак пещеры и гроб грехов, нежели свет вечной жизни. В этом трагизм истории.
Рядом с Чистым небесные служители Чистоты – святые Ангелы. Так, Ангелы в Вифлееме воспели рождение Сына Божия на земле. Ангелы же возле опустевшей пещеры-гробницы возвещают людям: «Он воскрес» (Лк. 24:6). Там небожители, восславив в вышних Бога, возвестили «на земле мир» (Лк. 2:14), здесь же Он Сам, являясь ученикам, благословляет: «Мир вам» (Ин. 20:19). Там Он пришел, чтобы понести наши немощи. Теперь же Он свободен от оков нашего мира и свидетельствует: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).
Преподобный Максим Исповедник когда-то сказал:
«Тот, кто познает тайну Креста и Гроба, познает также существенный смысл всех вещей».
Тайна открывается причастным тайне. Христианам эта тайна открыта – жертвенная любовь. Без любви – всё ничто. Крест и Гроб суть отверстые объятия Божией любви, жертвенной до бесконечности. Голгофа – она же суть и отверстые врата Рая. Кающемуся разбойнику распятая Любовь говорит: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23:43). Рай – не далекое прошлое и не грядущее будущее. Рай – настоящее. Рай навеки