Наша здешняя жизнь – это, безусловно, подготовка к тамошней жизни, вечной. Здесь мы учимся любить своих родителей и детей, чтобы научиться любить всё человечество, а более всего – Бога. Ведь жизнь – это школа хороших манер вечности, сокровенная педагогика небесных высот, это ясли человечества, в которых мы учимся ходить по небу и говорить с возлюбленным Логосом.
Я тоже задавался вопросом, почему Бог требует от нас стольких трудов при воспитании детей. Какой-то маленький комочек плоти, однако он имеет бессмертную душу, и сколько нужно приложить непрестанных трудов, чтобы увидеть ребенка большим – и привыкнуть к тому, что он тебя покинет. Сколько тысяч раз нужно накормить младенца, согреть, взять его на руки, переодеть, успокоить, приласкать – пока он не забудет о тебе. И я ответил себе после долгих философических умозаключений, что младенцы – это высший дар, который дается нам от Бога для того, чтобы мы могли своими глазами увидеть природу рая, привыкнуть к нему и захотеть его, дабы унаследовать его навсегда. Мы растим детей краткий промежуток времени, чтобы унаследовать вечное младенчество рая.
Возвращаясь к любви. Святые удостоились славы Христовой и наименования отцов, потому что любили всех людей, как мы любим своих детей. Представьте себе, как должно было расшириться (сокрушением) сердце их во вселенной, чтобы они с любовью и жалостью болели за всех людей. Каким огромным было сердце их – больше всего мира, ведь у него была сила расширяться вместе с бескрайней любовью, входящей в него.
Вместе с любовью ко всем людям у них, без сомнения, безмерно возрастало сострадание к страдающим. Ведь любить – это значит болеть за кого-то сердцем, втайне и неисцелимо страдать всякий раз, при каждой неудаче и падении любимого. Святые –