В средние века на православном Востоке сложилась традиция крестить человека в честь какого-либо святого, нарекая крещаемого соответствующим именем. Так, святой равноапостольный князь Владимир в крещении получил имя Василий, а его бабушка, княгиня Ольга, была крещена Еленой.
Имена выбирали из святцев — церковного календаря с указанием дней памяти святых, причем старались дать ребенку имя святого, празднование которого выпадало на день его рождения или крестин. Но бывало и так, что священник во время совершения таинства давал крестнику христианское имя по желанию родителей. Николай Васильевич Гоголь описывал последний случай в повести «Шинель»: «Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. “Нет, — подумала покойница, — имена-то все такие”. Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. “Вот это наказание, — проговорила старуха, — какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий”. Еще переворотили страницу — вышли: Павсикахий и Вахтисий. “Ну, уж я вижу, — сказала старуха, — что, видно, его такая судьба. Уже если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий”».
Какой во всем этом смысл? Дело в том, что, как считается, угодник Божий, в честь которого крещаемый получает имя, становится его небесным покровителем. Святой выступает примером для подражания, отвечает на молитвы человека и сам молится за него перед Богом. День памяти такого святого становится для христианина праздничным и называется именинами или тезоименитством (от слова «имя»). Если память святого