Говоря о святых, мы называем их угодниками Божиими, а кроме того – подвижниками. В общечеловеческом смысле подвижник – это тот, кто способен на самоотверженный труд ради высокой цели. А христианский подвижник способен на всё то же самое, но ради достижения не просто высокой цели, а высочайшей – богоугождения. Это человек, который подвизается ради того, чтобы ничто не препятствовало ему быть с Богом.
Само слово «подвиг» на инстинктивном уровне многих пугает. Нас учили в школе, что совершить подвиг – это закрыть своим телом амбразуру во время атаки, и нам очень трудно бывает представить в подобной роли себя. Но здесь стоило бы прежде всего вспомнить менее серьезный образ – главного героя фильма «Тот самый Мюнхгаузен», у которого обязательным пунктом в расписании дня значился подвиг. Говоря о подвижничестве с христианской точки зрения, мы имеем в виду в первую очередь не те подвиги, которые совершаются людьми в экстремальных ситуациях, а то делание, которое совершает христианин в своей повседневной жизни.
Но здесь возникает вопрос, и современные христиане задают его довольно часто: почему нам в принципе необходимо подвизаться? Откуда вообще взялась мысль о том, что верующий человек должен сворачивать какие-то горы? Некоторые полагают, что эта мысль о подвигах к тому же противоречит утверждениям современных психологов о том, что человеку для счастья нужно принять себя и свою жизнь такими, каковы они есть. Но на самом деле это противоречие мнимое.
Принять себя, познать себя со всеми особенностями и недостатками действительно нужно, но порой это понимают как зависание в какой-то мертвой точке, а так не должно быть. Человек в течение своей жизни обязательно должен пройти определенный путь, и я не встречал психологов или просто