В Евангелии от Луки, во время разговора Христа со своими учениками, апостол Пётр задаёт Ему неожиданный вопрос: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз? На это Христос ему отвечает: Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21-22). Откуда же в вопросе Петра такое конкретное число — «до семи раз»?
Разгадка кроется в особенности представлений, бытовавших в то время в иудейской среде.
В Древней Иудее книжники — богословы и знатоки Священного Писания — учили, что необходимо прощать три раза. Если человек провинился на четвертый раз, прощать его не следовало. Мотивировали это установление строками из Библии: в Книге пророка Амоса говорится, что Господь не пощадит различные народы за три и за четыре преступления против закона (Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6), и Пётр, помня об этом правиле, очевидно, решил продемонстрировать свое великодушие и предложил прощать ближнего не три раза, а целых семь.
Число семь в Иудее, как и во многих древних культурах, являлось священным. Седьмой день по сотворении мира Бог утвердил днем отдыха. Соломон пишет о семи столпах, которые поддерживают храм премудрости, пророк Исаия — о семи духовных дарах и семи очах Господних. В Древней Иудее каждый седьмой год считался годом прощения, а раба на седьмой год отпускали на свободу.
Учитывая такую символическую нагрузку числа семь, апостол Пётр предположил, что именно это священное число является абсолютным пределом того, сколько раз можно прощать ближнего. Однако Христос ответил ему, что прощать нужно, не считая причиненные обиды. Слова Спасителя до седмижды семидесяти раз буквально означают 490 раз, а на деле — бесконечное число. Именно на таком абсолютном прощении зиждется христианская этика.