Недавно одна молодая дама, подвизающаяся на ниве популяризации науки, воскликнула во время телевизионного интервью: «Послушайте, я человек с приличным образованием, живущий в Москве XXI века, какая у меня может быть вера в Бога, вы о чем?»
Это восклицание, в котором чувствуется даже некоторое возмущение (как если бы у дамы спросили, не ворует ли она серебряных ложек), отражает довольно характерное для определенной среды представление о вере в Бога, как о чем-то даже неприличном, в чем и заподозрить-то порядочного человека оскорбительно.
Это восклицание подразумевает, что XXI век каким-то образом сделал веру в Бога невозможной, ненужной или неуместной. За ним стоит определенный комплекс представлений и переживаний, который люди, обычно произносящие эту фразу, едва ли продумывают до конца; однако его стоит рассмотреть подробно.
В этих представлениях можно выделить, по крайней мере, три мотива. Во-первых, считается, что религия перестала быть модной. Современный, продвинутый, энергичный человек с последней моделью гаджета в кармане не может иметь с ней ничего общего. Во-вторых, религия перестала быть нужной – как перестала быть нужной конная тяга с появлением автомобилей, или как не нужны почтовые голуби в эпоху интернета. В-третьих, – и, похоже, что эмоционально это находится на последнем месте, – наука, достигшая огромных успехов к XXI веку, каким-то образом вытеснила и похоронила религию. Мы рассмотрим эти мотивы последовательно.
Бывают верования, обладающие прочной властью над умами, но которые при этом даже не формулируются вслух. Они как бы сами собой разумеются. Одно из этих верований – убежденность в исключительности нашей эпохи. Пребывание в XXI веке каким-то образом избавляет нас от опасности впасть в заблуждения