Итак, фарисейство не есть явление, относимое только к эпохе, когда Ветхий Завет встретился с Новым; фарисейство или его угроза присутствует в нашей жизни сегодня. Но каким образом искренне верующий человек становится фарисеем, как начинается и развивается эта болезнь, каковы ее симптомы и насколько она распространена в нашей церковной среде? Не называем ли мы порой фарисейством то, что на самом деле им не является? Вот как видит проблему Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
Фарисейство — это такое сопутствующее религиозности качество, которое мало зависит от эпохи, но всегда зависит от состояния человеческого сердца. Оно ходит рядом — за каждым верующим человеком. Для того чтобы оказаться побежденным, верующему надо увидеть некую «высоту» собственного подвига, увериться в себе, осудить окружающих. Вот условия для того, чтобы стать фарисеем. В принципе, мы часто это делаем. И каждый человек, когда он теряет критическое внимание к себе, трезвое, честное понимание того, что он собою представляет на самом деле, на какой ступени духовного роста он находится, насколько он далек от Бога, — становится фарисеем. Однако нужно понимать, что фарисейство — это болезнь человека, который исполняет заповеди, который живет по правилам. То есть это болезнь хорошего человека. Для того чтобы стать фарисеем, нужно потрудиться. Фарисейство — это та петля, которой враг уловляет человека, которого он не смог отвратить от подвига в самом его начале; уловляет, если тогда, в начале, тщетно внушал человеку, что духовный труд — это некая устаревшая «ерунда», что сейчас так уже никто не живет и т. д. Человек не стал слушать беса, он преодолел искушение и двинулся по духовному пути. И вот, на каком-то этапе этого пути бес принимается действовать