Ян Осин – российский певец, композитор, педагог по вокалу, заслуженный артист России (2007), доцент МГИК, исполнитель духовной музыки и церковный чтец с 30-летним стажем – делится с читателями портала своими мыслями о церковнославянском языке как фундаменте русской культуры.
– Зачем нам нужен церковнославянский язык, если он непонятен?
– Начну с того, что церковнославянский язык (ЦСЯ) – вовсе не «непонятен». Это лишь так кажется – только при самом первом соприкосновении с этим удивительным, образным и очень музыкальным языком!
И именно его насыщенность и символизм кажутся сложными для нынешнего человека, привыкшего к весьма «обедненной производной от ЦСЯ», современной версии русского языка, называемой «литературный русский». Больше того, очень много людей общаются далеко не на литературном языке, а на сленге, с массой слов-паразитов, с ненормативной лексикой, с упрощенным и часто неграмотным написанием и произношением русских слов.
А вот ЦСЯ никогда не был разговорным, а создавался с одной целью – для молитвы, то есть для общения Богом, и эту свою самую главную функцию он выполняет уже более 1000 лет!
Его создатели причислены к лику святых – равноапостольные Кирилл и Мефодий и их ученики известны во всем славянском мире. Наша Русская Православная Церковь и ряд других братских Православных Церквей совершают богослужение в храмах именно на церковнославянском.
Язык богослужения – это не просто наша история, это и освященная веками традиция
Конечно, обращаться к Богу можно на каком угодно языке – ведь именно Он является Творцом всех человеческих языков. Но для русских православных людей язык богослужения – это не просто наша история, это и освященная веками традиция, и возможность дотянуться через толщу веков к нашим великим