Новый год – это мандарины, салат «оливье», «Ирония судьбы», елка, Дед Мороз с подарками. Куранты, шампанское и загаданные желания в полночь. Новогодние школьные огоньки, вечеринки, фейерверки. Пьянки… Безусловно, в каждой семье каждый праздник имеет свои особенные традиции празднования. Но все же, если верить журналам и газетам, блогам и телевизору, – народный набор «аксессуаров» примерно таков.
Православная семья, которая всю жизнь своего дома выстраивает в соответствии с церковной традицией, не может принять антураж празднования Нового года в его общераспространенном виде. Во-первых, идет пост. Во-вторых, грандиозные празднества по поводу наступления следующего года обязательно ставят один из величайших православных праздников, Рождество Сына Божия, в конец длинной череды новогодних мероприятий. Так сложилось, а до революции Новый год, наоборот, лишь поддерживал череду святочных гуляний. Да и сейчас на Западе условный, часто лишенный своего значения Christmas все же явно превалирует над New Year.
И получается так. Кто-то пытается соединить Новый год из советского детства с традициями православного Рождества (ностальгия и нежелание лишать своих родных детей «настоящего детства»). А кто-то, наоборот, считает гражданский Новый год несуществующим для православной семьи праздником. Потому что его нет в церковном календаре.
Пост, церковный календарь и Старый Новый год
Но ведь если праздника нет в церковном календаре – это не значит, что его нельзя отпраздновать. В календаре нет дня рождения моей сестры, родившейся в пост, но это большой праздник для моей семьи. На столе – праздничные постные блюда. И нет никакого объедения и пьянства, конечно. Мы празднуем рождественским постом Ведение во храм Пресвятой Богородицы, престольные