Отцы, и братия, и возлюбленные верующие!
Поскольку по недостоинству своему завтра я служу Святую Литургию, то мне подумалось, что хорошо будет украсить бдение нынешнего вечера песнопениями и словами и проповедями, чтобы оно не казалось слишком длинным.
Завтра Церковь Христова Православная Восточная совершает три праздника: Новый год, Обрезание по плоти Христа Спасителя и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. И поскольку завтра невозможно будет в одной проповеди охватить всё, что надо бы сказать об этих трех праздниках, то я подумал заняться сегодняшним вечером в слове моем значением Нового года.
Как мы, православные христиане, пришли к празднованию Нового года 1 января? Вот через какие обстоятельства пришли мы к этому, и вот каково значение Нового года.
Знайте, братия и отцы, что Бог сотворил мир сей весной и закончил его, как вы слышали, в шесть дней. Тогда неведомо было, что такое календарь, ведь и человек еще не был создан. А после того, как Бог сотворил его, человек пока пребывал в раю. По свидетельству одних богословов, Адам и Ева находились в раю 7 дней, другие говорят, что 7 лет, а третьи – что 70, четвертые же – что 700 лет.
Богу, когда Он создавал мир словом, не нужны были молотки, и лопаты, и мотыга, и мастерок, чтобы создать его. Он сказал – и сделалось. Той повеле, и создашася (Пс. 148: 5). Но Он установил для мира сего вечные законы: всё во вселенских часах вращается с точностью, наводящей страх и на ангелов, а не только на людей. Почему? Потому что это – дело Бога Вседержителя!
И когда Бог создал мир, то солнце стояло в зените, то есть посередине неба. Но стихии мира, созданные Им: земля, планеты и звезды – не остаются неподвижными ни одного мгновения, но всё время движутся. Всё