Преподобный Максим Исповедник, вероятно, самый «неудобный» византийский автор; на тот факт, что «его сочинения насквозь неясны и затруднительны для восприятия», сетовал еще в IX в. св. патриарх Фотий. Да, язык и манера рассуждений преподобного требуют от читателя серьезных интеллектуальных и духовных усилий. Однако было бы неправильно на этом основании отказывать наследию св. Максима в актуальности и значимости для нашей практической христианской жизни. Все его тексты проверены и подтверждены личным опытом и духовным подвигом самого автора, в буквальном смысле слова выстраданы самой его жизнью. Одна из важных тем его творчества — как достичь в жизни счастья. В чем тут секрет?
Преподобному Максиму случилось жить в трудную эпоху. Великолепная Империя св. Юстиниана, раскинувшаяся от Месопотамии до берегов Испании, рушилась на глазах. Сперва престол достался тирану Фоке, который, по выражению одного византийского писателя, «задушил любовь и сеял всеобщую ненависть по всему Востоку». Затем разразилась многолетняя война с Персией; она увенчалась победой Империи, но победой пирровой: из пустынь Аравии шел новый завоеватель, перед которым быстро пали восточные и южные провинции христианского мира. Перед мыслителем в такие времена стоит трудная и крайне насущная задача: понять, на что можно опереться, когда рушится мир. Ведь Византия не только теряла один за другим древние города и святыни апостольской эпохи; внутри империи не прекращалась борьба правой веры и ереси монофелитства, причем долгие годы казалось, что ересь торжествует благодаря поддержке властей. Сам преподобный Максим в борьбе с монофелитством провел годы в изгнании и темницах.
Оказавшись в окружении хаоса и разрушения со всех сторон, было легко, вероятно, впасть в