Всем известна история «железного» Исидора из «Лествицы»: был он человеком знатным и влиятельным, но отрекся от мира и пришел в монастырь. А настоятель монастыря, по словам преподобного Иоанна Лествичника, всепреподобный и премудрейший, сразу увидел, что Исидор «весьма коварен, суров, зол и горд». И для пользы души назначил ему довольно необычное послушание: стоять целыми днями у ворот монастыря и каждому входящему и исходящему кланяться, говоря: помолитесь обо мне, ибо я одержим злым духом.
Он принял это послушание, и первый год ему было очень трудно. А второй – не очень. Через два года он пришел в такое состояние, что «уже в чувстве сердца стал считать себя недостойным и пребывания в обители, и видения отцов, и зрения на лица их, и причащения Святых Таин; и, поникши очами долу, а мыслию еще ниже, уже искренно просил входящих и исходящих помолиться (о нем)». А еще через пять лет получил богооткровенное знание о времени своей кончины и дерзновенние перед Богом.
Что же произошло? Почему он так изменился? Ведь эту историю сейчас преподносят как образец унижения человеческого достоинства в христианстве и монашестве… Как же оговор себя мог так преобразить человека?
А так, что не было никакого оговора. И Исидор, делая поначалу поклоны, по его выражению «со всякою горестию, самонасилием и кровавым понуждением», понял в какой-то момент, что никакого унижения не происходит, а он говорит правду: он действительно одержим злым духом, да, пожалуй, и не одним.
А с чего бы еще ему было так трудно говорить и делать эти простые действия? Его ведь не у Троице-Сергиевой лавры поставили, где тысячи входящих и исходящих. Вся сложность послушания сводилась только к тому, что Исидор был горд.
И когда он понял, насколько одержим страстями (вспомним,