В каком-то смысле христианин живет от Пасхи к Пасхе. Это заметно даже во внешнем распорядке наших дней. Мы неизменно откладываем важные затеи «в день седьмый» – день малой Пасхи, возвышаемся над суетой и вырываемся в вечность через литургию, Причастие и осознание себя частью приходской семьи. Не говоря уже о том, что нередко именно с Пасхой связаны одни из самых трогательных воспоминаний детства. Запах кулича и радостные крики людей, по-особому приветствующих друг друга на улице, – всё это, казалось бы, такое внешнее, так сильно отпечатывается в душе, что порой именно оно в свое время помогает самостоятельно и осознанно прийти в храм.
Как сказал мне недавно один родственник, воспитанный в православных традициях, но в старших классах ушедший «на страну далече» и теперь переживающий «второе воцерковление»: «Побыл я пять лет атеистом, и хватит, хочу снова в Церковь».
При этом, знаете, у каждого верующего свой пасхальный путь. У кого-то он длинный и полон самых разных впечатлений и памятных историй, а кто-то встретил в этом году свою первую Пасху. И сегодня я предлагаю поразмышлять, почему сравнивать себя на этом пути можно лишь с собой, и что делать, если кажется, что всё самое ценное и светлое в твоем пасхальном пути уже позади.
Христос – подлежащее, воскрес – сказуемое
Помню вот: на дворе – последние советские годы, мне почти девять, я – примерная отличница, октябренок, мечтающий о вступлении в пионерию. Три года до моего Крещения. В один из весенних дней в доме собрался женский совет – мама и обе бабушки. Они приглушенно обсуждали, можно ли купаться, стирать или же совершать другие «грязные» бытовые дела в наступающее воскресенье. В итоге пришли к мнению, что раз в грядущее воскресенье наступает какая-то там Пасха – вот уж