Приставка «анти» используется довольно часто в нашей речи. Как правило, она несет в себе элемент борьбы, противостояния, даже враждебности. Почему первое воскресенье называется Антипасхой? Где находится Красная горка и какое отношение ко всему этому имеет апостол Фома?
Приставка «анти-» переводится с греческого языка как «вместо», или «напротив». Антипасхой называется первое воскресенье после Пасхи. Оно завершает Светлую седмицу пасхальных торжеств и отражает древнюю церковную традицию, в которой этот день служил окончанием пасхального цикла. То есть Антипасха стоит напротив Пасхи, как бы оттеняет праздник с другой стороны.
Первое воскресенье после Пасхи посвящено событию, которое произошло как раз на восьмой день после Воскресения Христова. Когда Христос воскрес, не все поверили в это чудо. Так, Фома, один из 12 апостолов, который, в отличие от своих друзей, не был свидетелем первого явления Воскресшего Христа, сказал, что уверует в воскресение только тогда, когда сам увидит раны от гвоздей на теле Иисуса и потрогает их. На восьмой день, когда все апостолы собрались вместе, им явился Спаситель и предложил Фоме осуществить его намерение. Увидев воскресшего Учителя, потрясенный Фома тотчас же исповедовал свою веру в Него, сказав: Господь мой и Бог мой (Ин 20:28). На воскресной литургии читается Евангелие от Иоанна, который описывает это событие. Поэтому в церковном календаре Антипасха называется еще Неделей о Фоме.
Богослужение в Неделю о Фоме и в последующие дни вплоть до отдания Пасхи (через 39 дней после праздника) сохраняет пасхальные элементы, но уже в меньшей степени, если сравнивать его со службами Светлой седмицы. Литургия начинается с пения «Христос воскресе» и им же заканчивается. Также «Христос воскресе» поется