Мк.14:10–421Ин.3:11–20
«Таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга», – снова и снова повторяет Апостол Иоанн Богослов. Быть всем вместе, всей «братии вкупе» с нашим Небесным Отцом, – для этого, собственно, и был создан человеческий род.
Апостол напоминает, как впервые был нарушен этот Божественный замысел. Это случилось, когда Каин «убил брата своего. А за что убил?» Книга Бытия рассказывает, что оба брата принесли Богу жертву, каждый свою. «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Книга Бытия не говорит, почему так случилось. Но Иоанн Богослов, по данной ему премудрости, свидетельствует, «что дела» Каина «были злы, а дела» Авеля «праведны». «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Быт.4:4–5). Сердце его смутилось. Но не о том он задумался, как исправить себя, но о том, как устранить своего брата.
И никто не должен обольщать себя тем, что он не делает брату зла, а просто не любит его. Если хоть чуть оттолкнулся от берега любви, – течение уже не даст оставаться на месте. Тут – один путь: через ненависть – к человекоубийству. Сначала – безразличие: есть человек или нет его. Потом просто нежелание, чтобы он был. Потом – желание, чтобы его не было. И так – доходит до вольного или невольного содействия этому.
Любовь же, напротив, активно желает, чтобы брат был, и даже до жертвы своей жизнью ради этого. Ведь и узнали мы любовь лишь из того, что Христос «положил за нас душу Свою». И если мы действительно Его ученики, то «и мы должны полагать души свои за братьев». А если кто даже безразличен к бедствию брата, – «как пребывает в том любовь Божия»? Какой он ученик Христов? И сердце наше, совесть наша только тогда успокоится, когда «станем любить не словом