Конец XV века на Руси выдался тревожным. В народе стремительно распространялись апокалиптические ожидания и панические настроения. Одним из тех, кто активно боролся с этими явлениями, был святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Его память Церковь празднует 17 декабря.
Конец XV века был временем глубоких перемен и потрясений. Окончательно распалась Монгольская империя, частью которой было и русское государство, в стране происходили важные социальные и политические изменения, частым явлением были неурожаи и эпидемии, приводившие к гибели тысяч людей. В народной среде распространились слухи, что 7000 год от сотворения мира (1492 год по современному летоисчислению) станет концом истории. Разного рода псевдомонахи, странствующие лжепророки и просто суеверные люди сеяли слухи о неизбежном приближении Страшного суда, что провоцировало хаос в обществе. Многие впадали в отчаяние, бросали свои дома и отказывались выполнять свои повседневные обязанности.
Апокалиптические настроения были характерны не только для простых людей. Они проникли в среду знати и духовенства. Дошло до того, что в Русской Церкви какое-то время даже не осмеливались продолжить пасхалию (расчеты даты празднования Пасхи) далее 1491 года.
Против этой волны паники и религиозного мракобесия выступил архиепископ Геннадий, занимавший в то время Новгородскую кафедру. Образованный, строгий и непреклонный, он понимал, что апокалиптические настроения уводят людей от истинной веры, сеют панику, подрывают основы общественного порядка и провоцируют смуту. Он решительно осуждал лжепророков и их последователей, призывал верующих сохранять здравомыслие и сосредоточиться на своих земных и духовных обязанностях.
В одном из своих посланий святитель Геннадий писал: «Не знаем ни