Как молиться, чтобы обратить человека к Богу? И можно ли подавать записки за нецерковных людей на проскомидию? Отвечает протоиерей Димитрий Беженарь, ответственный за миссионерское служение в Сергиево-Посадском благочинии.
Господь создал человека разумным, свободным и хочет, чтобы человек сам осознал, кто он, для чего он живет; проникся всем тем величием дара, который Бог нам даровал, – свободной волей. Конечно, если кто-то из моих близких далек от веры, смеется над Матерью-Церковью, попирает заповеди Божии, я переживаю за него. Если мне этот человек дорог, мои мысли постоянно возвращаются к нему. Мне его не выкинуть из головы – живи как знаешь. Сердце болит за него. И что делать? Мудрый совет дает святитель Николай Сербский в книге «Миссионерские письма».
Он пишет девушке, которая заменила в свое время младшему брату умершую мать и переживала о том, что он вырос и объявил себя безбожником (ответ 37). Он приводит пример, как одна мать переживала за аморально живущего сына. Что бы она ему ни говорила, он только смеялся и даже на нее руку стал поднимать. И вот тут она замолчала. Больше ничего ему не стала говорить. Взяла на себя по благословению священника – вероятно, самого святителя Николая (Велимировича) – еще один день поста (обычно в таких случаях «понедельничают»: постятся, как монахи, еще и по понедельникам. – О.О.), обильно подавала за сына милостыню, со слезами молилась Богу. Не просто записочку написала, и пусть там батюшки молятся в алтаре, – она сама постоянно утруждала свое сердце молитвой, с болью молилась. Причем молилась так, что это, может быть, кому-то и сложно понять: «Исцели, Господи, душу его – пусть и тяжкой болезнью или мукой».
Святитель рассказывал, что она сама говорила ему:
«Я поняла, что никто под