А́лчность – чрезвычайная жадность, высшая степень корыстолюбия.
Алчность, как крайняя степень жадности, корыстолюбия является одной из наиболее разрушительных греховных страстей.
О том, насколько алчность губительна для спасаемого, можно судить по высказыванию Спасителя, противопоставившего служение Богу служению маммоне (богатству): «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне» (Мф.6:24).
Почему же служение Богу противопоставляется служению богатству? Почему два этих служения несовместимы? – Для алчного человека богатство представляет своего рода идола или кумира. Занимая в его сердце и разуме то место, которое, в идеале, должно было бы принадлежать Богу, богатство становится центром его упований, желаний, стремлений, «любви» и надежд (как для праведника центром всей его жизни является Господь).
Как праведник, живя жизнью о Господе, жизнью во Христе, при содействии благодати постепенно преобразуется в христоликого человека, так алчный человек, направляя свои таланты и силы на реализацию гнездящейся в его душе страсти, по мере развития алчных стремлений всё больше и больше обезображивает свой Божественный образ.
И дело здесь не в одной только алчности: развитие алчности способствует развитию многих других греховных страстей и пороков, таких, например, как эгоизм, эгоцентризм, гордость, нелюбовь к ближним (пренебрежение интересами ближних). Кроме того алчность может служить благоприятной почвой для взращивания в сердце коварства, лукавства и хитрости.
Заметим, что богатство, как таковое, не столько препятствует человеку войти в Царство Божье, как алчность. Несмотря на то, что богачам бывает труднее войти в Царство Божье, чем верблюду пройти сквозь игольные уши (Мф.19:24), нам известно множество