15 декабря — память пророка Аввакума
Библия много говорит о пророках и пророчествах, так непохожих на наших экстрасенсов, «ясновидящих» и футурологов. Библейское пророчество — это взгляд Вечности на современность, и поэтому оно всегда остается современным. Этот пророческий дух, воспринятый новозаветной Церковью, не давал ей выродиться в самодостаточное духовное ведомство с неизменным распорядком и раз и навсегда данными ответами на все вопросы. Каждый раз, когда такая опасность становилась реальностью, повторялась старая история: появлялся человек, «и было слово Господне к нему, и встал он, и пошел, и начал проповедовать…»
Книга пророка Аввакума начинается с разговора с Богом, поразительно созвучным тому, что во множестве ведут сегодня наши современники. Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный (Авв 1:2–4).
Этот вопль стар, как мир, и вопросы вечны. Аввакуму, как порой и всем нам, казалось, что Господь не спешит откликнуться на людские беды и боль. Как было бы хорошо, чтобы добродетель увенчивалась благоденствием, а зло немедленно каралось! Но зло торжествует, а правда и праведники гонимы. Как совместить это с Божией справедливостью?
Аввакум почти «обвиняет» Бога: зачем Ты делаешь меня, слабого и грешного, свидетелем бедствий — ведь мне от этого плохо?! А еще хуже от мысли, что и Ты Сам терпишь все это зло. Как вместить это в наше сознание? И в ответ на все эти скорбные вопросы слышит… страшную весть о новой