Все знают историю про Робина Гуда. Это такой замечательный храбрый парень, который отбирал деньги у богатых и раздавал бедным. Сегодня хотелось бы сказать пару слов о нем, ведь душеполезное можно найти в любой вещи под солнцем. Недаром Господь говорит нам через пророка: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15: 19). Ободримся этими словами и тронемся в путь.
Итак, когда я смотрю на обитателей Шервудского леса, у меня возникает один вопрос богословского характера. Каков этот поступок перед лицом Божиим: украсть у богатого и отдать нищим? Хорошо это или плохо? Когда человек ворует «для себя», всё понятно. А когда из идейных побуждений, «для других»? Когда мы сталкиваемся со всеми этими робинами гудами и деточкиными, многие церковные люди попадают в логическую ловушку: грех они совершают или нет?
Недавно на своем приходе я задал такой вопрос и получил единодушный ответ, что греха тут нет. Хорошо. Если нет греха в том, чтобы украсть и раздать нищим, то можно продолжить логическую цепочку дальше: может, нет греха и в том, чтобы женщина торговала собой, а вырученные деньги использовала, скажем, для лечения больных детей? Вроде сразу две заповеди исполняет: собой жертвует и милостыню подает! В таком случае, может, нет греха и в том, что какой-нибудь «майор Пронин» возьмет снайперскую винтовку и начнет отстреливать всяких наркоторговцев и прочую «нечисть»? Нет, тут уже как будто перебор…
Словом, мы зашли уже в такой тупик, из которого на моей памяти не могли выбраться даже семинаристы. Так где граница между добрым делом, совершенным не совсем чисто, и откровенным злом?
На самом деле ответ тут лежит несколько в другой плоскости, поэтому логическое исследование поверхностной проблемы заводит в