Духовная жизнь, святые отцы, Иисусова молитва… Эти слова вызывают у нас уважение, благоговение, даже, может быть, восхищение. Но все же почти неизбежно с этим соединено подсознательное чувство старинности, удаленности вглубь веков, невозможности в наши дни. Это – из дивных, но очень давних времен, когда были египетские подвижники, чудеса, когда люди были сильнее и лучше. В чем-то, наверное, такое чувство и справедливо: как пишет игумен Никон (Воробьев), в наши дни уже «не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия»[1], потому что нет опытных духовников, старцев, которые могли бы руководить христианином, ищущим спасения. Но это вовсе не отменяет самой духовной жизни, необходимости ежедневного, ежечасного обращения к Богу с молитвой и покаянием; меняется образ жизни, но не суть и содержание его, не самая цель – спасение души. И даже, в утешение нам, игумен Никон напоминает притчу евангельскую «о хозяине, нанимавшем работников», где «пришедшие в одиннадцатый час получают плату с проработавшими весь день и даже раньше их»[2]. Велика наше немощь, но все покрывает милосердие Божие.
Духовная жизнь, святые отцы, Иисусова молитва – с этим словами соединено подсознательное чувство старинности, невозможности в наши дни
…А о времени – да, сейчас все иначе, жизнь, тем более в миру, неизбежно суетна, нет простоты, свою специфику создает научное, светское образование (конечно, когда читать учились по Псалтири, было несколько иное восприятие мира), невоцерковленное окружение – на работе, а порой и в семье. А ведь с кем поведешься, как известно… Все это абсолютно справедливо; но не только для нашего времени. Точно так же могли сказать и люди, скажем, начала XIX века, сказать с полным правом, ведь вокруг было общество,