Четыреста одиннадцать лет отделяют нас сейчас от того дня, когда предки наши в далеком XVII веке освободили, при помощи Божией, Москву от польско-литовских захватчиков. Смутное время закончилось. Россия понемногу оживала, хотя еще за несколько месяцев до того ее дальнейшее существование представлялось весьма и весьма сомнительным, если не сказать – почти невероятным. Но «последние люди», как они себя сами называли, русские 1610-х годов, встали на защиту веры и Отечества и, вопреки человеческой логике, милостью Божией (как, наверное, и все в жизни нашей Родины совершается) победили.
В благодарной памяти народной остались имена патриарха Ермогена, Кузьмы Минина, князя Димитрия Пожарского, князя Михаила Скопина-Шуйского и многих, многих других… Но есть одно имя, которое не очень-то часто упоминается, не на слуху; это имя прп. Дионисия Радонежского, архимандрита Троице-Сергиева монастыря в 1610–1633 гг.; между тем, не будь сего кроткого и смиренного подвижника, кто знает, может, и не праздновали бы мы славный день освобождения Москвы.
То, что не под силу оказалось ни военачальникам, ни боярам и князьям, смог совершить кроткий монах – архимандрит Дионисий
Судьба прп. Дионисия довольно необычна: истинный монах по образу мыслей и складу характера, он, верно, был бы рад всю жизнь провести в тихой келии, в трудах и молитве, неведомым миру. Однако Промыслом Божиим прп. Дионисий был поставлен на должности, потребовавшие от него государственного ума, решительности, активной деятельности, в том числе и политической. В то время, когда вся Русь была разорена, в Москве – поляки, на местах – растерянность и смута, везде бродили шайки разбойников и иноземные отряды, царя не было, а патриарх находился в плену и вскоре претерпел мученическую