«Если бы мы знали, какие скорби ждут монахов, никто никогда не пошел бы в монахи, но если бы знали, какие радости ждут монахов в Царствии Небесном, все, не задумываясь, пошли бы в монастыри», – так писал преподобный Иоанн Лествичник в своей изумительной и на все века классической книге о монашестве «Лествица».
Наверное, перед большинством искренно верующих людей когда-нибудь в жизни вставал этот сложный вопрос: идти ли в монастырь или остаться в миру. Читая творения святых отцов о монашестве, жития преподобных, невольно проникаешься светом их мысли и любовью к этому виду жительства. Но когда начинаешь примерять его к своей убогой жизни и грешной душе, то понимаешь, что не просто недостоин, но духовно слаб и вряд ли сможешь понести такой груз. И всё же какой-то таинственный глас своими небесными нотами зовёт нас на этот трудный духовный путь. Возможно, Ангел Хранитель ласково касается нашей грешной души.
Когда воля всё больше склоняется к принятию такого решения, большинство едет искать старца или опытного духовника для совета. Так поступали многие преподобные. Например, святой Серафим Саровский ездил в Киев к преподобному Досифею. Так делают и многие наши современники. Например, иеромонах Василий, новомученик Оптинский, ездил за советом к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь. Ехали они не просто чтобы разрешить свои сомнения, но чтобы познать волю Божию о себе, грешном. Есть ли благословение Божие на этот нелёгкий, скорбный путь?
Автор этих строк сам, по примеру святых и просто благочестивых предшественников, ездил за благословением к старцу, опытному и высокодуховному схиархимандриту. И сразу благословения на монашество не получил, но ещё целый год приезжал на беседы к духовнику. При этом молился