Однажды мне довелось стать участником разговора, в котором в адрес третьего лица прозвучала фраза: «В духовной жизни он особо замечен не был». На первый взгляд вроде бы простая фраза, но она навела на серьезные размышления.
Во-первых, нужно сразу сказать, что это оценочное суждение духовной жизни ближнего вполне может быть осуждением, и нужно остерегаться подобных вещей, если они не сопровождаются сердечным состраданием к ближнему и молитвой о нем. Но тут интересно другое: а может ли вообще быть заметной духовная жизнь другого человека? С одной стороны, у апостола Павла читаем: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Фил. 4, 5), «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1Тим. 4, 15). Да и известное выражение Спасителя о светильнике, которому не место под спудом, как будто положительно разрешает это недоумение. Однако, с другой стороны, Господь неодобрительно отзывался о фарисеях, любящих молиться напоказ, и советовал войти в клеть свою и молиться тайно, чтобы из свидетелей оставался только Отец Небесный. Тот же смысл в словах о шуйце, которая не знает, что творит десница.
Противоречия тут, конечно же, нет. От добра нельзя отказываться даже в том случае, если оно будет заметно для других. Например, христианин не должен бояться заявить о своем посте в среде неверующих родственников или коллег по работе, даже рискуя прослыть фанатиком. Христианин не стесняется общественного мнения, когда молится перед едой и крестит пищу в общественном месте. Христианин не стыдится и не считает себя ущербным, если вдруг открывается, что в 20 лет он еще девственник. Христианин избегает споров, но не боится высказать христианский взгляд на вопросы эволюции, бытия человеческой души, проблемы абортов,