Святые, прославленные в чине праведных, исполнили завет Господа, сказанный ученикам в Нагорной проповеди: «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Праведные - это святые, жившие в миру и прославленные Церковью благодаря своей благочестивой жизни, исполненной глубокой веры и упования на Бога. Святые этого чина имеют различный род занятий и служений. Священники, воины, ремесленники, - люди различных сословий и положения - приобрели различные духовные дары, и еще в земной жизни были почитаемы современниками.
В Священном Писании понятие праведности неизменно означало сочетание веры в Промысл Божий и высокое личное благочестие. «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама», - Апостол Павел приводит пример истинной веры и упоминает имя родоначальника израильского народа. Желая испытать праведного Авраама, Господь велел ему принести в жертву своего сына Исаака. Само рождение Исаака было чудом, и самое главное это был потомок Авраама, от которого должен произойти великий народ.
Но вера Авраама была столь глубока, что он не сомневался в том, что Господь сможет и воскресить Исаака из мертвых. Ангел Господень остановил руку Авраама и сказал: «Вот, вместо сына своего Исаака принеси в жертву овна».
Поступок праведного Авраама стал предзнаменованием того, что Господь Иисус Христос будет принесен в Жертву за всех нас. Истинность происхождения от Авраама определяется не происхождением по плоти, но только человек, имеющий такую же веру в Бога, может называться его