Собор московских святых празднуется в первое воскресенье сентября. Среди них есть и «пречудные святители, и благоверные князья, и преподобные и праведные отцы, и премудрые юродивые». Но к одним едут паломники, стоят в очередях, а о других ничего не знают.
Отчего зависит почитание святых в народе?
Размышляет доктор исторических наук Константин АВЕРЬЯНОВ.
Константин Александрович АВЕРЬЯНОВ, доктор исторических наук, руководитель группы Института российской истории РАН. Родился в Москве в 1959 году; окончил исторический факультет МГПИ им. Ленина и факультет журналистики МГУ. Автор книг: «Московское княжество Ивана Калиты» (1993), «Купли Ивана Калиты» (2001), «Сергий Радонежский: личность и эпоха» (2006), энциклопедии «История московских районов» (2005; 2-е изд. – 2010).
В Русской Церкви издавна существовала традиция, по которой всякий более или менее крупный город, область, имели своего святого покровителя. К примеру, в Звенигороде широко известен Савва Сторожевский, поскольку основанный им на исходе XIV века монастырь находится неподалеку. В Сергиевом Посаде такой фигурой является Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой лавры, вокруг которой возник сам город. В Каргополе Архангельской области чтят Александра Ошевенского, жившего в XV веке, а в соседнем Пудожском районе Республики Карелия – Диодора Юрьегорского, чья деятельность приходится уже на XVII столетие. Но если личности Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского известны любому культурному