«Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище» (Сир. 6:14).
Вероятно, если спросить каждого из нас: «Кто для Вас настоящий друг?» – ответ будет незамедлительным: «Настоящий друг – это тот, кто не бросит в беде». Независимо от нашего возраста и мировоззрения мы словно бы озвучиваем те ценности, которые представлены в известном советском мультфильме:
Дружба крепкая не сломается,Не расклеится от дождей и вьюг.Друг в беде не бросит,Лишнего не спросит –Вот что значит настоящий,Верный друг!
Этой нежной песенке вторит и житейская мудрость, заключенная в пословицах: «друг познается в беде», «без беды друга не узнаешь», и даже хрипловатый голос Высоцкого в «Песне о друге» поёт всё о том же. Истина о связи двух этих понятий – беды и друга – не оспорима, она априорна. Но вот другая черта психологического портрета настоящего друга сегодня нуждается в переосмыслении. «Лишнего не спросит…». «Лишнего не спросит» – это, если брать шире, – «лишнего не скажет», то есть, не будет копаться в душе, примет нас такими, какие мы есть. Многие именно такое место и отводят истинному другу – место бюро добрых услуг, где тебя выслушают, поймут, где тебе помогут и никогда и ни в чем не обличат. И не обличат даже тогда, когда обличает собственная совесть. Это, как видится нам, и есть функция друга, с ним всегда чувствуешь себя если ни хорошим, то по крайней мере, неплохим. В то же время святые отцы смотрели на подлинную дружбу несколько иначе. «Враг, хоть и целует меня, противен; друг, хоть уязвляет меня, любезен: поцелуй того подозрителен, рана от этого есть признак заботливости» – писал святитель Иоанн Златоуст. Как часто сегодня такая заботливость совершенно вымещена из дружеских отношений. Мы стараемся не обижать другого, а вместо