Рано или поздно человек задает себе вопрос, произошло ли всё само по себе или благодаря некоему высшему вмешательству. Согласиться с первым означало бы признать, что из хаоса, без какой-либо поддержки извне, материя вдруг стала принимать упорядоченные формы, перепрограммироваться, актуализироваться, создавая стройную гармонию в мироздании и достигая уровня создания из неживого материала живых существ, самой жизни. Такое умозаключение стали называть атеистическим.
На второй чаше весов – полное осознание поддержки извне, и даже не потому, что об этом говорит наука, в частности первый и второй закон термодинамики и физика твердых тел: химические процессы стремятся не к упорядочению, а, наоборот, к распаду, энтропии, постепенному хаосу, если происходят в замкнутой системе и не имеют поддержки извне. Скорее всего, это осознание приходит потому, что человек как «венец творения» внутренне чувствует, что весь тварный мир является следствием деятельности чего-то совершенного или Кого-то, проявляющего Себя, отождествляющегося в мире.
Вполне возможно, мир является образом Божественных свойств, совокупностью качеств Творца в некоторой перенесенной проекции из небесной системы координат в нашу, тленную и ограниченную, но вполне пригодную для жизнедеятельности людей и всего живого.
Задумываясь над всем этим, человек начнет искать оттенки Истины. В чем же благо человека, в чем Истина, в чем смысл жизни? Если исходить из того, что Творца нет, то картина совсем мрачная. Мы никому не нужны, выброшены здесь, как мусор, кожура от банана, произвольно перемещаемся, насыщая свои чрева, накапливая жизненный хлам, тряпки, и это единственное удовольствие для души. Практически животные, низменные инстинкты диктуют нам и род нашей деятельности, и