Путешествуя по монастырям России, мы с приятелем стараемся быть полезными тому монастырю, куда приехали: если останавливаемся здесь больше чем на два дня, просим разрешения побыть трудниками. Квалифицированные рабочие из нас так себе, поэтому спокойно и с удовольствием выполняем какую-нибудь простую работу: были и дворниками, и дрова кололи, и мусор со стройплощадки вывозили, и штукатурили в меру возможностей. Чаще всего нам с радостью позволяют помочь монастырю, потом благодарят, и мы, чувствуя, что были не просто туристами-верхоглядами, едем или идем дальше.
Во время работы в одной из обителей мы обратили внимание на то, как инок, который вовсю трудился вместе с нами, реагировал на восторженное «Благодать какая! Вот бы здесь остаться!» от «свежих» паломников или туристов, приехавших сюда на час-другой. Группа проходит мимо нашей «полумонашеской бригады», шипят телефоны-фотоаппараты, раздается негромкое «Благодать! Хочу остаться!», и мы или сурово продолжаем заниматься своим делом, или вежливо улыбаемся. А наш монах-бригадир, смотрим, очень сухо отвечает на проявления чувств гостей. Нет, он не грубит, не вступает в споры – просто видно, что ему эти слова то ли мешают, то ли досаждают. Как только туристы уходят, улыбка возвращается, инок вновь смягчается.
После работы, уже за трапезой, мы спросили его о причине такой реакции. Имеем право, в конце концов: мы ж коллеги, хоть и ненадолго! Инок объяснил:
– Мне кажется, мы слишком легко относимся к словам, не видим их действительного значения. Видите ли, «благодать» – слово очень важное, нельзя его разменивать для обозначения своих эмоций, часто просто душевных, а то и вызванных физиологией. Положим, мы едем в поезде: купе чистое, кофе свой пьем, пейзаж за окном великолепный –