День Святой Троицы традиционно именуется у христиан днем рождения Церкви. И именно в этот день стоит разобраться с одним из ключевых недоумений, регулярно возникающих у малоцерковных, а иногда и у давно посещающих храм людей: для чего нужна Церковь? Почему отношения человека с Богом не могут устраиваться напрямую, без всяких посредников?
В позиции христиан-«индивидуалистов» есть здравое зерно: с каждым человеком Бог общается лично. И если в дохристианскую эпоху Господь заключал завет — союз, договор — с целым Израильским народом, то с момента пришествия в мир Сына Божия Иисуса Христа каждый человек заключает с Богом свой личный завет: принимает Святое Крещение, отрекаясь от сатаны и сочетаясь со Христом (вступая с Ним в неразрывный личный союз).
От каждого Господь ждет личной веры: из Евангелия мы знаем, что именно личная вера спасает человека (Мф 9:22, Мф 9:29, Лк 7:50 и другие фрагменты). И каждому человеку Бог лично желает блага. Об этом известные слова пророка Иезекииля: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез 33:11). Об этом и всё Священное Писание Нового Завета: и Сам Спаситель, и апостолы творят благодеяния не народу в целом, а конкретным людям, иногда даже иноземцам и иноверцам, лишь бы те откликнулись на призыв Христа…
Вот здесь-то — в желании Бога дать человеку благо — и кроется ответ о роли Церкви…
Это одно из ключевых мест Священного Писания (Мф 16:18), где о Церкви говорит Сам Господь. Слова Я создам в Его устах — это больше, чем сообщение. Речь идет ни много ни мало об акте творения, который Он намерен совершить и о котором заранее извещает Своих учеников. Не люди, не ученики Христовы создают Церковь (как могли бы они создать некую