История Европы дохристианской и христианской
Власть государей, которую усвоили себе Папы, оказалась притягательной и для других епископов Запада, стремившихся ни в чем не уступать светским магнатам – ни в статусе, ни в образе жизни. В IX столетии они
«жили в роскошных покоях, блестяще украшенных золотом, пурпуром и бархатом, ели, подобно Государям, с золотой посуды и угощались вином из богатых кубков и выделанных для этой цели рогов. Базилики стояли покрытые повсюду копотью, а пузатые obbae, сосуды для вина, сверкали своей разрисовкой. Как на пиру Тримальхиона, епископы тешили себя зрелищем красивых танцовщиц и услаждали свой слух музыкальными ‟симфониями”. Покоясь вместе со своими наложницами на шелковых подушках в кроватях, искусно отделанных золотом, они предоставляли заботиться о своем дворе вассалам, колонам и рабам и затем играли в кости, охотились и стреляли из лука. Служили они обедню со шпорами на ногах и с кинжалом у пояса, но охотно покидали алтарь и свою кафедру, чтобы сесть на коня с богато убранной золотом уздечкой, с саксонским седлом, и ехать на соколиную охоту. Свои путешествия епископы совершали в сопровождении целой толпы прихвостней, сидя в повозках, запряженных лошадьми, и повозки эти были так роскошны, что сесть в них не постыдился бы и сам король»1
Это, конечно, памфлет, если не сказать пасквиль, исполненный сарказма и желчи, но в то же время его можно считать и реалистичной характеристикой образа жизни и нравов высшего духовенства, и не только епископов, но и многих аббатов. Для того, чтобы очерк, набросанный лихим пером историка-протестанта, стал более адекватным, ему следовало бы только преподнести ограничительное уточнение, но трудно сказать, каким оно должно быть – «случалось, что епископы», «в