Территории древней Византийской Империи, значительная часть которых сейчас входит в состав современной Турции, имели очень большое значение для христиан России и стран бывшего Советского Союза с самого момента принятия Православия Древней Русью. Однако священники Московского Патриархата начали свою миссию в Анатолии совсем недавно. Почему же так случилось?
Точкой отсчета можно назвать 11 октября 2018 года, когда Синод Константинопольского Патриархата решил предоставить автокефалию Украинской Православной Церкви. Тем самым он отменил собственное решение, принятое в 1686-м году, согласно которому Киевская Митрополия была включена в состав Московского Патриархата. Можно даже сказать, что Константинополь, никак не согласовав своё решение с подавляющим большинством епископата Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, принял решение за них, будто бы Украина всегда была канонической территорией Константинопольской Церкви, а Москве она была передана лишь во временное ведение.
Хуже того, на всё том же заседании Синод установил каноническое общение с двумя «церквями», ранее признанными всем православным сообществом раскольничьими: Украинской церковью киевского патриархата, возглавляемой самопровозглашенным «патриархом» Филаретом Денисенко, и Украинской автокефальной церковью, во главе с также самопровозглашенным «митрополитом» Макарием Милетичем.
Принятие в общение раскольников, посягательство на чужие канонические территории, вероломная попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств вывели Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и сделали совершенно невозможным продолжение евхаристического общения с Патриархом Варфоломеем и единомысленными ему иерархами. Поэтому 15 октября 2018