Как в тяжелое время правления Петра Великого смог выжить и засветиться такой святой епископ, как владыка Митрофан? Не мученик, не отшельник, не постник… Доктор филологических наук, профессор МГУ и Калифорнийского университета в Беркли, специалист в области истории русской литературы и культуры Виктор Маркович Живов рассказывает о времени Петра I и святителя Митрофана.
— Я вам хочу прочитать одну историю из Афонского издания 1914 года о подвижниках благочестия XVIII-XIX века. Это замечательное чтение, которое показывает, как продолжалась религиозная жизнь в антиклерикальном XVIII веке. Там есть в частности чудесная история о ничем особенно не прославившемся Елецком священнике отце Иоанне Борисове. Слушайте. «Отец Иоанн имел характер прямой и нельстивый, не боялся обличать и больших богачей, коль скоро замечал за ними какие либо худые поступки. Был в городе Ельце богач Кирилл Петрович Желудков. Он был охотник между прочим до статуй и особенно до изваяний языческих богов. Неприятно было это для отца Иоанна, подобно тому, как святителю Митрофану неприятно было видеть таковые изваяния при доме Петра Великого в Воронеже. И вот он приходит к любителю статуй и говорит: «Кирилл. Истреби есаула медного, который стоит у врат твоих, высунув язык на храм Божий. Истреби и другие статуи! Эти идольские изваяния на балконе твоего дома! Зачем они тебе? Или ты забыл, что ты христианин, а не язычник? Истреби их! Не соблазняй ими народ и не срами себя». Кирилл Петрович послушался его, только не вполне. Есаула он уничтожил, а прочие статуи остались целы. Оскорбительно было для отца Иоанна таковое неполное послушание. Впрочем, очень скоро после того нечаянный случай увенчал успехом его желание. Идет мимо дома Желудкова мещанин Тулинов, и,