Соловецкие узники в своем «Послании Правительству СССР» писали, что Церковь «уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Североамериканских штатов». Русская Православная Церковь смогла выжить даже в условиях режима, который создан был для нее в тот период, когда составлен был этот знаменитый меморандум. Но значит ли это, что для Церкви, которой Сам Господь дал обетование: врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18), равноценны и потому безразличны и форма государственного правления, и устанавливаемая в ее рамках модель церковно-государственных отношений? Недвусмысленный ответ на этот вопрос дают «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которыми и руководствуются в определении своей позиции ее верные чада. Согласно «Основам», лучшей из имевших место в истории моделей взаимоотношений Церкви и государства, при неизбежном несовершенстве всех человеческих установлений, была симфония священства и царства, отраженная не только в 6-й новелле святого императора Юстиниана, но косвенным образом и в ряде канонов, а монархия в духовном отношении выше демократии, при том, конечно, что Церковь действительно уживается с разными формами правления и лояльно относится к любому существующему государственному строю.
Между тем в околоцерковных средствах массовой коммуникации и даже в публикациях ряда клириков развиваются идеи, радикально расходящиеся с этой официальной церковной концепцией. Встречаются блогеры, которые разве что не объясняются в любви к тому режиму, который сложился в «Североамериканских штатах» и зависимых от них государствах. Такие штампы, как «либеральные ценности», «мировое сообщество», отождествляемое с одним из кластеров современного мира, далеко не