Какое объяснение мы слышим чаще всего, когда задаем человеку вопрос о причинах его поступков – неразумных, опрометчивых, греховных, в конце концов?
– Прошу прощения, я не подумал…
И точно такой же ответ даем мы нередко сами себе, если решаемся выяснять, почему подобные поступки допустил не кто-то другой, а лично мы.
Ответ этот настолько распространенный, что кажется универсальным: он всегда представляется лучшим оправданием любой несуразности, глупости, преступной халатности, а подчас и самой настоящей непорядочности. Тем более что в большинстве случаев он носит предельно искренний характер. Одно только смущает: а имеет ли право человек, существо разумное, раз за разом совершать ошибки, «не думая», снова и снова находить для себя в этом «недумании» утешение и совершенно не смущаться тем, что думать – его прямая обязанность, неотъемлемый долг?..
Впрочем, есть и еще один вариант ответа на вопрос о том, как случилось то или иное событие, которого никак нельзя было допускать:
– Я просто подумал, что…
И, надо сказать, этот ответ звучит в ситуациях, которые вызывают максимальное недоумение и вместе возмущение: как же такое вообще может быть?!
И мы, ранее негодовавшие по поводу того, что кто-то не подумал, в гневе противоречим сами себе:
– Да ты лучше не думай, у тебя все равно не получается!
Но в действительности противоречия особого нет.
Люди с такой регулярностью делают глупости, не подумав, и еще большие – подумав – по одной и той же причине: умение думать сегодня – огромная редкость. Это не форма речи, не что-то сказанное ради красного словца, это реальная и притом огромная беда. Мы, священники, как и любой, кто пропускает через себя так или иначе поток самых различных людей, сталкиваемся с этим постоянно: все больше и больше в наши