6 января Церковь Кипра отмечает праздник Крещения Господня. В обыденном сознании он прочно связан со святой водой, которую в этот день благословляют в храмах. Однако смысл его, конечно же, не сводится только к водоосвящению.
Древнее название праздника – Теофания (или Эпифания), что означает «Богоявление» или просто «явление». В древности под этим именем заключался праздник, который напоминал верным о трех важных событиях, описанных в Евангелиях: Рождестве Христовом, поклонении волхвов и Крещении Спасителя в Иордане. Постепенно Рождество и Крещение стали отдельными событиями в календаре, а празднование поклонения волхвов сохранилось только в традиции западного христианства.
До 30 лет Иисус жил в Назарете и работал плотником. 30 лет – довольно большой срок. В богословии даже есть такое понятие как «школа Назарета», которое означает ожидание особого призвания Божиего на то или иное служение. Человек может чувствовать в себе желание и силы, но только Господь в конечном итоге открывает подходящий момент для того, чтобы начать действовать.
Незадолго до выхода Иисуса на общественное служение в Иорданской пустыне появился проповедник по имени Иоанн, который поражал всех обличительным характером своих речей. Его обличения были направлены против политических и духовных вождей израильского народа. В народном восприятии он сразу стяжал славу пророка. Но была и другая важная составляющая – Иоанн говорил, что он всего лишь расчищает путь для того, кто идет за ним. Этот человек и будет долгожданным Мессией – царем и избавителем еврейского народа от власти оккупантов-римлян. Конечно, в народном сознании сам Иоанн имел очень высокие шансы оказаться тем самым Мессией, но на этот вопрос он всегда отвечал отрицательно с присущей ему прямотой.