Любому родителю свойственно в определенных ситуациях волноваться за детей. Это нормальное чувство, и это не тревожность. А что же такое настоящая тревожность, откуда она берется, какие проблемы создает и взрослым, и детям, и, главное, что с ней делать? Рассказывает психолог Александр Ткаченко.
Представим себе такую картину: ребенок должен вернуться из школы к четырем часам, но в четыре его нет... и в пять минут пятого его нет... и в четверть пятого нет. Мама начинает волноваться, звонит ребенку, а тот не берет трубку. Мама нервничает, она барабанит пальцами по столешнице, ходит по комнате туда-сюда, потом сообщает мужу, что ребенка нет и неизвестно, что с ним... и так до тех пор, пока в половине пятого ребенок не приходит. Оказывается, его задержали после уроков, а телефон он забыл снять с беззвучного режима. Бывает? Да сплошь и рядом.
Что испытывала в этой истории мама? Тревогу? Нет, это нормальное родительское беспокойство, которое прекратилось сразу же, как только ребенок вернулся. А вот тревога — это нечто совсем иное. В точно такой же ситуации мама с высокой тревожностью испытывала бы гораздо более сильные чувства — причем, скорее всего, старалась бы не проявлять их, делая вид, что все нормально. Но ее распирало бы от них изнутри, ее, возможно, трясло бы, ей стало бы трудно дышать, повысилось бы давление... Ну а после того, как ребенок вернулся, она бы успокоилась совсем ненадолго. Вскоре нашелся бы новый повод для таких же тяжелых переживаний. И вот это уже совсем не норма.
Что же такое тревожность с точки зрения психологии? Дам определение хоть и не академическое, но, на мой взгляд, верное: тревожность — это психическое возбуждение, не получившее выхода в реальном действии, «застрявшее» в теле.
Некий побудительный