31 августа — память мучеников Флора и Лавра
В августовской Минее, содержащей тексты богослужений на каждый день, сказано, что на Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Но почему? Ведь они были не пастухами, а каменщиками.
С древних времен хранилось на Руси в народе такое сказание. На второй день Третьего Спаса (Третий Спас — праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя, 29 августа) пахал мужик землю, чтобы посеять озимую рожь. Лошадь заартачилась и остановилась. Принялся мужик хлестать ее кнутом. Лошадь пала на колени и заржала. Хозяин бранится, грозит вспахать на ней целую десятину за день. Вдруг откуда ни возьмись два странника с посохами. «За что ты лошадь бьешь? — спрашивают. — Ты ведь за нее Богу ответишь, у Него всякая животина на счету. А лошадь и сама умеет Ему молиться. Завтра наш день — Флора и Лавра, вот мы и пришли заступиться. Ты сведи свою лошадь к церкви, и соседям тоже накажи, если хотят, чтобы лошади их были здоровы и в работе крепки и охотливы. Мы приставлены к лошадям на защиту — Бог нам велел быть их заступниками и ходатаями перед Ним».
Казалось бы, какое отношение к лошадям имеют два христианских мученика-каменотеса, жившие во II веке, нанятые на строительство языческого храма и за время стройки собравшие там целую христианскую общину, а заодно вылечившие сына местного жреца, когда тому в глаз попал осколок камня? А когда храм был построен, они собрали всех работавших на стройке христиан, установили в восточной части святилища крест и целую ночь простояли у него на молитве. За что их и казнили.
Правда, по устному преданию, с открытием мощей святых Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание этих святых как покровителей лошадей. Есть