Икону называют «богословием в красках», и потому мы продолжаем размышлять об иконографии двунадесятых праздников вместе с иконописцами, кто не только теоретически знает, что такое создание образа. О Преображении рассказывает иконописец Дмитрий Мироненко, руководитель иконописно-реставрационной мастерской им. Св. Иоанна Дамаскина при Александро-Невской лавре, преподаватель Иконописного отделения СПбДА.
– Давайте поговорим о том, что обычно изображается на иконе Преображение, на примере знаменитого памятника 1403 года, который хранится в Государственной Третьяковской галерее.
– При первом взгляде на икону мысленно ее композиционное пространство можно разделить на две горизонтальных части, два регистра. В центре верхнего регистра, на вершине горы, в белых одеяниях – Христос. Одежды Спасителя белоснежны. Его окружает слава, мандорла (итал. mandorla – миндалина, – в христианской иконографии – сияние вокруг Христа и Богоматери) холодного серебристо-белого цвета, что зримо передает тот Божественный свет, исходящий от Господа, который увидели апостолы в момент Преображения. Само событие очень кратко и одновременно красочно описано в Евангелии: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3).
По сторонам от Спасителя, представшего во Всей Его божественной славе, в верхней части композиции изображены два ветхозаветных пророка – Илия и Моисей.
– И эти пророки появились совсем не случайно… Расскажите, как их появление можно трактовать с богословской точки зрения. Оба пророка имели опыт богообщения: к Моисею Бог взывал из Купины Неопалимой, пророк Илия стал свидетелем явления Бога в пещере…
– Эти два великих мужа, встречавшие Бога «лицом к лицу» при жизни, вместе с учениками