Во время богослужения мы часто слышим: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Но ведь еще апостол Павел ясно сказал: только Бог есть Спаситель всех человеков (1 Тим 4:10). Как тогда быть с этой молитвой к Богородице? Может ли христианин обращаться к Ней с просьбой о спасении?
Спасителем в точном смысле этого слова христиане считают только Сына Божия Иисуса Христа, и это не подлежит никакому сомнению. Когда иудейские начальники схватили апостолов Петра и Иоанна и призвали их к ответу: какой силою те исцелили нищего хромца, просившего милостыню у храма, Петр сказал: человек этот исцелен именем Иисуса Христа, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян 4:11–12). Впоследствии о том же самом много писал и апостол Павел.
Но слово «спасение» многозначное, говорить о спасении можно в разных смыслах. И, обращаясь с мольбой о спасении к Богородице, христиане имеют в виду не то же самое, что они вкладывают в понятие спасения, которое принес всем человекам, а наипаче верным, Господь.
Христос спас людей от власти дьявола, греха и смерти.
Так в общем виде формулируется понятие спасения в христианском вероучении.
Христиане исходят из того, что всякий человек с рождения уязвим для дьявола и предрасположен к греховным мыслям и поступкам — не в силу своей личной испорченности, а просто по факту принадлежности к человеческому роду. Ведь все люди в конечном счете происходят от Адама и Евы и унаследовали от них как от прародителей — на генетическом, можно сказать, уровне — некоторые свойства, которые христиане считают следами повреждения человеческой природы. На языке Библии это повреждение называется грехопадением. И самый очевидный из следов грехопадения — факт нашей