«Зеленая экономика» во многом имеет для Кипра морское измерение. Страна позиционирует себя как глобальная морская держава с третьим по величине торговым флотом в Европе. Это подразумевает широкий масштаб действий. Эта статья завершает серию материалов политолога Владимира Изотова, посвященную участию Кипра в глобальном «зелёном проекте».
На февральском саммите «Единый океан», прошедшем во Франции, кипрскую делегацию возглавил президент страны. Но главным спикером стал руководитель Подминистерства шипинга Василис Димитриадис. Он озвучил на встрече много важных вещей. В частности, была представлена новая инициатива правительства по борьбе с климатическими изменениями с акцентом на экологическое судоходство. Кипр здесь будет координировать усилия сразу на двух уровнях – в Международной морской организации и внутри ЕС. Например, предполагается вклад в большую экологизацию общей рыболовной политики, управление прибрежными зонами и защиту морской среды в рамках сети природных ареалов Natura 2000.
Но главное – сокращение выбросов парниковых газов в судоходной отрасли. Государство заинтересовано в том, чтобы судовладельцы использовали более чистое топливо, энергоэффективные технологии, включая перспективы перевода части судов на электрическую тягу. Понятно, что эта часть плана пока вызывает скепсис у экономистов, но вдохновляет экологов и обычных граждан. Ориентиром выступает Скандинавия, где концерн Siemens реализует проект по переводу небольших судов на полностью электрический ход. «Морские Теслы» планируется выпускать и в секторе крупногабаритных судов и паромов.
Правительство Норвегии ещё в 2011 г. объявило тендер на создание паромной переправы с нулевыми выбросами. На Кипре же с этого года планируется введение стимулирующих