В конце 2019 г. Еврокомиссия представила «Европейский зеленый курс» – дорожную карту по обеспечению устойчивости экономики и общества в долгосрочной перспективе. Главная идея: превратить климатические и экологические проблемы в возможности, обеспечив при этом общественную справедливость. Эта статья политолога Владимира Изотова – четвертая их серии материалов, посвященных участию Кипра в глобальном «зелёном проекте».
«Зеленая стратегия» охватывает все сферы экономики, рекомендует необходимые инвестиции и описывает доступные инструменты финансирования. В общем, объясняет, как обеспечить достижение главной цели – климатически нейтральную1 Европу к 2050 году. В марте 2020 г. ЕС представил своим гражданам новую Стратегию сохранения биоразнообразия, направленную на устранение основных факторов утраты флоры и фауны. Она включает меры по борьбе с загрязнением почвы и воды, а также новую лесную стратегию с простым девизом: как можно больше деревьев везде, где возможно. В феврале 2021 г. принята новая Стратегия ЕС по адаптации к изменению климата. Одна из довольно сенсационных инициатив – внедрение механизма трансграничного углеродного регулирования (Carbon Border Adjustment Mechanism), предусматривающего продажу специально созданным уполномоченным органом сертификатов на импортируемые в ЕС товары углеродоемкого производства. Крупнейшие мировые экспортеры таких товаров серьезно озабочены удержанием европейских рынков сбыта. В России это стало поводом для острых дискуссий, подогреваемых алармистскими оценками потенциальных потерь для экономики.
За последние три года ЕС ударными темпами форсирует экстренные экологические меры, привязывая стратегию развития практически во всех областях к углеродной нейтральности и «чистому будущему»,