Из книги проповедей и бесед с Сербским Патриархом Павлом «Пешком в вечность. Избранные проповеди. Интервью», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
Мф. 5, 33–41
Господь напоминает нам, что не нужно клясться, что между нами должно быть такое истиннолюбие, такое доверие, что достаточно сказать «да» — и это будет «да», или «нет» — и это будет «нет». Ко нечно, в важных случаях Церковь допускает клятвы ради выяснения истины, особенно на суде. Мы знаем и из Священного Писания, что Господь однажды «поклялся Собой». Речь идет не о том, что совсем никогда нельзя употреблять клятв, а о том, что нужно стараться быть истиннолюбивыми, ибо Бог — Истина, а диавол — ложь и отец лжи. В этом смысле надо любить Истину. И еще повторю. В старом законе Моисея сказано: око за око, зуб за зуб (Исх. 21, 24). Это более высокая степень законности, чем ей предшествовавшая. Ламех, имевший две жены, сказал, что убил мужа за язву и отрока за рану (см. Быт. 4, 23). И вот появляется закон Моисея, говорящий: око за око, зуб за