Мы видим охлаждение православных христиан к догматам веры. Говорят, что главное – быть хорошим человеком, что перегородки между религиями не достигают неба и прочее. Как объяснить простым верующим важность догматов, в том числе и для построения правильной христианской жизни? С этим вопросом мы обратились к пастырям Русской Церкви.
Протоиерей Максим Козлов:
– В каждой национальной религиозной традиции есть свои достоинства, свои особенные черты, которые, как вообще в духовной жизни, в духовном возрастании могут быть достоинствами, а при отступлении – изъянами. Скажем, в традиции древней греческой Церкви был живой, большой интерес к вероучению и содержанию веры. И на уровне положительном, великом это выразилось в том горячем стоянии за веру, которое мы видим в опыте святых отцов, в свидетельстве Вселенских Соборов. Действительно, за йоту в иных случаях люди стояли до конца, невзирая ни на какие человеческие отношения. Но в качестве оборотной стороны это вело к тому, о чем писал святитель Григорий Богослов: нельзя пойти на рынок рыбу купить, чтобы не услышать, как об «единосущем», «подобносущем» спорили торговцы на рынке, вместо того чтобы продать тебе нужное и отпустить тебя с миром. И это превращалось в такого рода околобогословское суесловие. Это греческая традиция.
Необходимо возродить опору на Священное Писание как на главный и принципиальный фундамент нашей веры
В русской традиции – не только в наше время, а всегда – был преимущественный акцент на хранение священного бытия церковного, целокупного этоса церковной жизни – это то, что в историю вошло с именем Святой Руси. Когда святость образа жизни была критерием и главным идеалом и нормой, к которым стремилась значительная, а в лучшие эпохи – и большая часть нашего