Прежде чем говорить о церковной истории, необходимо понять, что есть история вообще.
Корифей русской церковно-исторической науки В.В. Болотов в своем «Введении в церковную историю» первым делом как раз рассматривает понятие истории вообще, безотносительно к Церкви. Его определение истории предельно ясно и просто: это повествование о замечательных событиях, то есть событиях, которые заметили. Такое определение соответствует, по его мнению, и первоначальному смыслу греческого слова ιστορια, которое происходит от глагола οιδα – «знаю, ведаю». Ιστορ (сведущий, видевший) – тот, кто сам был при событии, очевидец. История, говорит В.В. Болотов, это есть «стремление быть свидетелем событий»[1].
Таким образом, этимология слова «история» восходит к понятию ведения как субъективного знания, как непосредственного опыта. Если же мы говорим о науке, то скорее используем понятие знания, в которое вкладываем объективный смысл.
Итак, историческое знание, основанное на ведении, является самым субъективным из всех областей знания, а история является одной из самых субъективных научных дисциплин.
С выводами Болотова о субъективности исторической науки согласны и современные церковные историки[2]. Можно даже сказать, что этим Болотов предвосхитил выводы передовых научных направлений ХХ века, чья плодотворная методика была построена на критике традиционных представлений о взаимоотношении историка и источника. Специфика самого исторического знания предусматривает первостепенную роль познающей личности в процессе познания[3].
Однако, давая определение истории, Болотов исключает из понятия истории элемент философии, осмысление излагаемых событий: «История не ставит для себя обширных задач, не выдает себя за митрополию философии, хотя и является ее