непростой диалог по набившей оскомину теме
Перед праздником Крещения Господня наш журнал «Фома» публиковал небольшой ролик, где развенчивались популярные мифы и стереотипы о крещенской воде.
Например, что купание в проруби снимает все грехи или что вода, освященная в Крещение, «сильнее» любой другой святой воды. Казалось бы, об этих вещах, уходящих корнями в язычество и не имеющих ничего общего с христианством, знают все. Тем не менее, в чате под роликом развернулась самая настоящая дискуссия.
Обсуждение началось с комментария читателя Кирилла о том, что особая разница между водой, освященной в Крещение, и водой, освященной в обычный день, все-таки существует:
«Даже чин «Великого освящения воды» отличается от «малого освящения воды» на молебнах в течение года. Тем более, над этой водой произносятся совсем другие молитвы. В этом и разница».
Вот что я ответил:
«Да, чины разные. «Фома» на эту тему: «Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой. Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия». И тем не менее, прибора для измерения святости не существует. Мы не можем сказать, что вода, освященная в Крещение, «сильнее». Люди иногда теряют суть вещей, забывая, что праздник посвящён не воде, а Тому, Кто в ней крестился и знаменовал Явления Бога Спасителя. Вода же освящается одна и та же».
Кирилл: «Согласен, что «водопоклонение» существует. Но что делать, например, с тем, когда Иоанн Златоуст