Величайшее различие между православными и евангеликами – реакция на одно краткое слово «предание». Для первых оно – словно доспех, словно иммунная система, а для вторых – чуть ли не чума, от которой надо беречься. Поэтому православные обычно говорят о Священном Предании, а евангелики – о «предании человеческом» или (чаще) о «мёртвом предании». С их точки зрения, всякое предание мертво и даже смертоносно, потому что оно выступает конкурентом Священному Писанию. Для них выбор ясен: или Священное Писание, чистое и богодухновенное Слово, или мёртвое предание, которое противоречит Слову Божию и размывает истину. Так что неудивительно, что евангелики известны отрицанием Предания. Их передёргивает, когда православные говорят о Священном Предании, для них этот термин – оксюморон.
Если спросить евангеликов, почему они косо смотрят на Предание, они обычно ссылаются на Евангелие от Марка, где Господь наш строго порицает предания иудейских старцев о необходимости мыть руки перед едой. Это образец того, как «устраняют Слово Божие преданием своим» (Мк. 7, 13) (обратите внимание: здесь дело не в личной гигиене, которой учила вас мама, говоря, что перед обедом надо мыть руки, а в предохранении от возможной ритуальной нечистоты). Также евангелики ссылаются на послание Колоссянам, где апостол Павел предупреждает: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2, 8). На основе этих текстов евангелики заключают, что всякое предание – предание человеческое, то, что соперничает, противоречит и устраняет Слово Божие. С этой мыслью они закрывают Библию (а вместе с этим зачастую и свой кругозор), думая, что вопрос исчерпан.
Очень жаль, ведь если бы они