Человеку свойственно делить мир на своих и чужих, а любое проявление социального или национального неблагополучия обостряет реакции этого ряда. Когда человек боится за свой завтрашний день, он весьма подозрительно присматривается к тем, кто может сделать этот день для него тяжелым. А если человека уже сегодня на каждом шагу что-то утесняет и раздражает, то завтрашнего дня ждать необязательно.
По образу и подобию Божиему создан всякий человек, вне зависимости от национальности, партийности, общественного положения, взглядов и прочих маркирующих признаков. Именно на этом должно строиться христианское отношение к человеку. Можно верить, что во многих из нас есть желание именно так относиться к другим, к непохожим на нас людям, но всегда ли это у нас получается? Иногда просто не получается совсем.
Конечно, эта проблема — проблема общественного противостояния и определения людей, входящих в некую группу как чужих, то есть заведомо враждебных, — непроста и неоднозначна. Однако разбираться в ней мы должны — не переставая быть христианами…
Василий (Фазиль) Ирзабеков — природный азербайджанец, получивший русское филологическое образование, в зрелом возрасте сознательно принявший Православие, ставший писателем, просветителем, публицистом, решительным защитником Русского мира и русского языка, но не забывший о своем восточном происхождении,— показался нам самым подходящим для этой темы собеседником.
— Василий Давыдович, есть ли для Вас чужие и есть ли те, для кого Вы — чужой?
— Я очень стараюсь, чтобы чужих для меня не было. Но искушения случаются.
Я несколько лет работал в университете с иностранными студентами. Это было очень давно, в советское время, когда и Болгария для нас была далекой заграницей, а передо мной были люди из