И ВЕРА, И ПСИХОЛОГИЯ
Иконопочитание (от греч. eikon – образ) зародилось во II веке, а в IV получило широкое распространение. Первая икона появилась во время земной жизни Иисуса Христа: это образ, известный как Нерукотворный Спас. Изображения Богородицы с Младенцем были обнаружены в римских катакомбах; некоторые исследователи относят их ко II и III веку.
Икона – это не картина, и не обычное украшение храма. Если мы обратимся к законам зрительного восприятия, то определим, что мы видим либо сам объект, либо его изображение. Здесь срабатывает принцип фотографии: рассматривая фотоальбом, мы понимаем, что видим не своего друга, а его снимок. Изображение – это символ или образ реально существующего предмета. Иконография относит понятие «образ» к конкретному иконописному изображению, а «первообраз» – к тому, кто изображается.
Икона – священное изображение, и оно имеет не только визуальную функцию, но и молитвенную. Всю меру своего усердия при молитве люди переносят не на предмет, а на стоящего за этим предметом. То есть происходит движение от образа к первообразу.
Еще в VIII веке на VII Вселенском соборе было сформировано понятие об иконе. Протестанты принимают постановления соборов, но выборочно. Такая избирательность не объясняет, почему можно считать участников собора авторитетами в вопросах природы Христа и профанами в области вероучения.
ПЕРВЫЙ ДОВОД ИКОНОБОРЦЕВ
Первая иконоборческая кампания началась около 676–754 гг. Ее идеологи настаивали, что Бога изобразить невозможно, и приводили тому две причины. Первая звучала почти примитивно, вторая выглядела более обоснованной.
Прежде всего, существовало утверждение, что Христа никто не видел, и православные молятся на подделки. Это мнение широко распространено и по сей день.